Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лицензируемые виды деятельности в 2022 году список по ОКВЭД». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Виды деятельности, на которые надо получать лицензию, устанавливают федеральные законы. Кроме лицензируемых видов деятельности, предусмотренных законом № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности», есть другие направления бизнеса, также подлежащие лицензированию. Эти виды деятельности в РФ регулируют отдельные законы:
- использование атомной энергии – закон № 170-ФЗ от 21.11.1995;
- производство и оборот алкоголя – закон № 171-ФЗ от 22.11.1995;
- деятельность кредитных организаций – закон № 395-1 от 02.12.1990;
- защита государственной тайны – закон № 5485-1от 21.07.1993;
- проведение торгов — закон № 325-ФЗ от 21.11.2011;
- профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг – закон № 39-ФЗ от 22.04.1996;
- деятельность НПФ – закон № 75-ФЗ от 07.05.1998;
- клиринговая деятельность – закон № 7-ФЗ от 07.02.2011;
- страховая деятельность – закон № 4015-1 от 27.11.1992;
- космическая деятельность – закон № 5663-1 от 20.08.1993.
Как видите, в основном это направления, требующие серьёзных финансовых вложений, поэтому малый бизнес редко выбирает подобные сферы деятельности, за исключением продажи алкоголя. А вот перечень лицензируемых видов деятельности, указанный в законе № 99-ФЗ от 04.05.2011, включает в себя немало популярных у начинающих бизнесменов направлений, поэтому предлагаем ознакомиться с ним подробнее.
Не всегда лицензируемые виды деятельности 2021 года точно соответствуют кодам ОКВЭД, которые надо указывать в заявлении на регистрацию ИП и ООО. Некоторые виды деятельности по классификатору ОКВЭД почти полностью повторяются в тексте законов.
Наименование лицензируемого вида деятельности в законе |
Код ОКВЭД |
---|---|
Производство лекарственных средств |
21.20 |
Деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров |
49.10 |
Деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов |
49.20.1 |
Но вот если взять для примера такое лицензируемое направление, как фармацевтическая деятельность, то она будет соответствовать сразу нескольким кодам ОКВЭД. В законе № 61-ФЗ от 12.04. 2010 года приводится следующее понятие: «фармацевтическая деятельность — деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и/или розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов».
Коды по ОКВЭД, разрешённые для фармацевтической деятельности, будут следующими:
- 46.46 — торговля оптовая фармацевтической продукцией;
- 47.73 — торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах;
- 21.20 — производство лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях.
Подобрать список по ОКВЭД для лицензируемого направления бизнеса не всегда просто, поэтому советуем получить бесплатную консультацию профессиональных регистраторов.
Выдачей документов, а также лицензионным контролем занимаются уполномоченные государственные структуры. Например, разрешение на розничную продажу алкоголя выдают в Росалкогольрегулировании, на ведение охранной деятельности — в МВД, лицензию на транспортировку людей — в Ространснадзоре, осуществление образовательной деятельности — в Рособрнадзоре.
Статья 12. Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии
Выдача разрешений на ведение бизнеса, за исключением ряда сфер деятельности, выдается на неограниченный срок. Но срок действия лицензии может быть сокращен по нескольким причинам:
-
в работе компании есть нарушения законодательства;
-
суд аннулирует действие лицензии;
-
ИП или юр. лицо закрывается.
За компаниями, которые ведут лицензионную деятельность, осуществляется государственный контроль.
Если во время проведения проверок, найдены грубые нарушения лицензионных требовании, действие разрешения на ведение деятельности приостанавливается Восстановление лицензии происходит после устранения нарушений.
Если компания не устраняет нарушения в обозначенный срок, лицензионный орган просит суд отозвать лицензию.
Закрытие компании
Независимо от сферы бизнеса собственник обязан уведомить уполномоченный орган о закрытии компании за 15 дней до фактического прекращения деятельности.
По заявлению соискателя органом принимается решение о прекращении действия лицензии.
Ставки по эквайрингу плюс/минус везде одинаковые. Единственное, если у вас небольшие безналичные обороты, то все же лучше искать варианты, где ставка фиксированная и не зависит от суммы.
Существенно сэкономить на эквайринге еще можно за счет приема безналичных оплат через систему быстрых платежей (СБП). Терминал эквайринга не понадобится – перевод проходит через кассу, а комиссия по безналичной выручке дешевле эквайринга – всего 0,4 — 0,7%.
-
Подобрать тариф РКО вы можете вместе с нами. МТС Касса сотрудничает со многими системно значимыми банками, мы помогаем в подборе и открытии счетов без визита в банка. Эту услугу своим клиентам мы оказываем бесплатно.
-
Еще один из вариантов экономии – это бухгалтерское сопровождение. Если у вас небольшой бизнес, вы вполне можете обойтись без наемного бухгалтера, подключив онлайн-бухгалтерию. Такой сервис сам ведет бухгалтерский учет, рассчитывает налоги, готовит отчетность и отправляет ее через интернет в ФНС, ПФР, ФСС, направляет платежные документы в банк, делает финансовый анализ. МТС Кассы, например, интегрированы с таким сервисом. Вы просто заводите первичную документацию в сервис, а все остальное он делает сам.
ОКВЭД в равной степени применим ко всем предприятиям и организациям, независимо от их организационно-правовой формы.
То есть ЗАО, ИП, ООО отражают в правоустанавливающих документах одни и те же цифровые коды.
Процедура выбора классифицирующих шифров является для всех коммерческих компаний обязательной и не имеет исключений.
При изучении и внесении цифровых шифров ОКВЭД в заявку на регистрацию, многие начинающие предприниматели по незнанию совершают ряд ошибок. Для того, чтобы помочь их избежать, подробно поговорим о том, на что опираться и в каком порядке действовать, выбирая коды из общероссийского классификатора.
- Не все коды равнозначны при внесении их в учредительные документы предприятия или индивидуального предпринимателя. Основным считается первый выбранный код, поскольку он обязан соответствовать тому виду деятельности, который ставится на предприятии во главу угла. Все остальные коды играют дополнительную роль и носят второстепенный характер. Как минимум один код из ОКВЭД должна иметь каждая организация, без него постановка на государственный учет просто напросто невозможна;
- Все фактически и формально возможные виды экономической деятельности, осуществляемые на территории России, имеют свое особенное цифровое обозначение, которое занесено в ОКВЭД. В свою очередь ОКВЭД состоит из разделов и подразделов, групп и подгрупп. При выборе цифровых шифров следует идти от большого к малому. То есть начинать нужно с определения сферы деятельности, и постепенно через разделы и группы доходить до какого-либо конкретного рода деятельности. При этом нужно стараться так подбирать коды, чтобы они максимально соответствовали и отражали суть фактически производимых работ и осуществляемых услуг;
- Разрешенный к регистрации цифровой код из ОКВЭД должен состоять минимум из 3 символов. 3 цифры подразумевают под собой подкласс раздела и, как правило, их выбирают те предприниматели, которые не хотят как-либо ограничивать свои действий в рамках данного раздела. Тем не менее, предпочтительно все же указывать более узкие в плане практического применения четырехзначные шифры;
- Если вдруг вновь создаваемая организация планирует заниматься теми работами или услугами, которые в рамках российского закона подпадают под обязательное лицензирование или же требует особого допуска, лучше всего не действовать наобум, а проконсультироваться со специалистами. Они помогут более точно обозначить наименование того или иного вида деятельности и подобрать правильный цифровой код, что в дальнейшем оградит от всевозможных неурядиц.
Внимание! Если появляются проблемы по подбору кодов ОКВЭД, достаточно изучить Приложение «А» к классификатору. Оно является отличным помощником и содержит в себе довольно подробные разъяснение ко всем видам деятельности.
Об основных моментах, на которые стоит обратить внимание при выборе кодов из ОКВЭД, мы рассказали. Теперь о некоторых нюансах выбора видов деятельности по цифровым шифрам из классификатора.
- Выбирая коды ОКВЭД, будущим бизнесменам, в частности учредителям ООО, стоит помнить о том, что должно быть стопроцентное совпадение прописанных в заявлении и обозначенных в уставе видов деятельности, иначе работники налоговой могут запросто отказать в постановке на учет. Но даже если первоначальный этап регистрации в налоговой службе будет пройден успешно, проблемы вполне могут возникнуть при открытии счета в банке, поскольку банковские служащие проверяют документы не менее тщательно;
- Закон никак не ограничивает количество кодов ОКВЭД, вносимых в заявление на регистрацию предприятия. Поэтому часто коммерсанты вписывают не только те конкретные виды деятельности, которыми фактически планируют заниматься, но и те, которые предполагаются ими только в теории. Нагромождение кодов из классификатора, внесенных в правоустанавливающие документы влечет за собой ряд опасностей. Приведем лишь один довольно распространенный пример: некоторые виды деятельности могут подпадать под действие специального налогового режима ЕНВД и в таких случаях Налоговики могут потребовать от предпринимателя или организации сдачу по ним отдельной отчетности. Таким образом, специалисты советуют сдерживаться и не вносить в учредительные документы больше двух десятков кодов ОКВЭД и при их выборе тщательно изучать особенности каждого вида деятельности, в том числе с точки зрения налогового законодательства;
- Крайне важно правильно понимать и истолковывать наименование видов деятельности, перечисленных в ОКВЭД. В противном случае может возникнуть инцидент, при котором наиболее нужный и актуальный род деятельноcти, не будет внесен в государственный реестр по данной организации или ИП. Последствия такого казуса неприятны. Во-первых, в случае необходимости невозможно станет получение лицензии, во-вторых, возникнет невозможность перехода на ЕНВД, который действует по строго определенным на местном и муниципальном уровне, видам деятельности.
Важно! Внесение правильных кодов из ОКВЭД в регистрирующие документы на этапе постановки предприятия на государственный учет имеет огромное значение. В случае если налоговые специалисты обнаружат ошибку, они непременно вынесут автоматический отказ в регистрации. При этом, неточность можно исправить, но это повлечет за собой новые финансовые и временные затраты.
От выбранных кодов ОКВЭД не зависит ваша система налогообложения, величина налогов и количество сдаваемой отчетности. Особое внимание на основной код ОКВЭД нужно обратить ИП, кто планирует нанимать работников. С зарплаты сотрудников отчисляются страховые взносы в различные фонды. Фонд социального страхования назначает ставку взносов «на травматизм» исходя из основной деятельности. Чем более рискованным будет вид деятельности по ОКВЭД, тем выше окажется тариф взносов. ООО самостоятельно ежегодно подтверждают в ФСС основной вид деятельности. Если подтверждение не отправить до 15 апреля следующего года, тогда фонд назначит самую высокую ставку взносов исходя из всех ОКВЭДов, указанных при регистрации.
У классификатора иерархическая структура:
ХХ класс
ХХ.Х подкласс
ХХ.ХХ группа
ХХ.ХХ.Х подгруппа (может отсутствовать)
ХХ.ХХ.ХХ вид (может отсутствовать).
Таким образом, код состоит из четырех, пяти или шести знаков.
Классы распределены по разделам, каждый из которых обозначен буквой латинского алфавита и имеет свое название: раздел А «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство»; раздел В «Добыча полезных ископаемых» и т.д.
Всего в справочнике 21 раздел и 99 классов.
Пример.
Код 77.39.27 расшифровывается следующим образом:
- раздел N «Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги»;
- класс 77 «Аренда и лизинг»;
- подкласс 77.3 «Аренда и лизинг прочих машин и оборудования и материальных средств»;
- группа 77.39 «Аренда и лизинг прочих видов транспорта, оборудования и материальных средств, не включенных в другие группировки»;
- подгруппа 77.39.2 «Аренда и лизинг прочих машин и оборудования, не включенных в другие группировки»;
- вид 77.39.27 «Аренда и лизинг торгового оборудования».
При регистрации в ФНС российские предприниматели должны указывать код ОКВЭД в соотнесении с видом бизнеса. В 2021 году для этого нужно использовать перечень ОК 029-2014. Самые популярные виды предпринимательской деятельности в РФ можно определить исходя из официальной статистики, отражающей уплату налогов по отраслям или же на основе показателей динамики кредитования предприятий в различных сферах экономики.
Подробнее об использовании кодов ОКВЭД российскими фирмами читайте в статьях:
- «Подбираем коды ОКВЭД для ИП»;
- «Какие коды ОКВЭД попадают под УСН в 2020 — 2021 годах?».
Органы исполнительной власти, которые на федеральном уровне уполномочены рассматривать вопросы о лицензировании определенных сфер деятельности и принимать соответствующие решения, указаны в Постановлении Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 957. Это:
- Федеральная служба безопасности;
- Федеральная служба по техническому и экспортному контролю;
- Федеральная налоговая служба;
- Министерство промышленности и торговли России;
- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
- Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
- Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
- Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения;
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
- Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
- Федеральное агентство воздушного транспорта;
- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
- Федеральная миграционная служба;
- Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;
- Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»;
- Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;
- Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- Министерство культуры РФ;
- Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.
Требования, предъявляемые к соискателю на получение лицензии:
- квалифицированные работники, имеющие высшее образование и определенный опыт работы, с которыми заключены трудовые договоры;
- помещение и оборудование (в собственности или аренде), а также необходимые документы;
- контроль качества и безопасности на должном уровне и т. д.
Данные требования специфичны и, как правило, определяются исходя из конкретного вида деятельности, для реализации которой необходима лицензия.
Если Вам нужно узнать требования, необходимые для получения лицензии в определенной сфере деятельности, обратитесь в соответствующий лицензирующий орган.
Прежде всего, необходимо узнать, какой из лицензирующих органов стоит обратиться. Затем требуется собрать весь пакет необходимых документов. Направить их можно следующими способами:
- путем личного обращения в орган, отвечающий за выдачу лицензий по тому направлению работы, которое Вы планируете осуществлять;
- направить заказное письмо (обязательно с уведомлением о вручении);
Также бумаги можно направить в электронном виде, при этом следует помнить, что они должны быть подписаны ЭЦП.
После предоставления всех необходимых документов Вам предоставят копию описи с указанием даты приема (орган, осуществляющий лицензирование той или иной деятельности, можно посетить как лично, так и получить заказное письмо с уведомлением). В случае, когда в ранее направленном Вами пакете документов отсутствует какой-либо документ либо речь идет о несоблюдении утвержденных требований, в течение 3 дней Вам должны вручить лично или направить почтовое уведомление с указанием того, что следует скорректировать. Срок исправления ошибок — 30 дней.
Устранив ранее выявленные недочеты и направив документы повторно, в течение 3 рабочих дней Вам обязаны сообщить о ходе рассмотрения документов на получение лицензии или о возврате заявления.
Спустя 5 рабочих дней, Вам должны направить документ, в котором будет указано о решении предоставить лицензию (если документы соответствуют установленным требованиям). Решение могут вручить как заявителю лично, так и направить заказным письмом с уведомлением. Сделать это должны в течение 3 рабочих дней после принятия окончательного решения.
Важно! При отказе в выдаче лицензии Вы получите решение, в котором в обязательном порядке указываются его причины со ссылкой на подзаконные акты (реквизиты акта проверки соискателя лицензии, когда отказ получен на основании несоответствия лицензионным требованиям).
Лицензия имеет типовую форму. Она утверждена Постановлением Правительства РФ от 06.10.2011г. № 826. При порче (утрате) разрешения его дубликат предоставляется на основании правил, которые прописаны в ст.17 Федерального закона № 99-ФЗ.
Лицензия не имеет каких-либо границ относительно территории своего действия. Нужно лишь помнить о том, что при перемене региона реализации предпринимательской деятельности Вы должны будете уведомить об этом лицензирующий орган согласно фактическому месту ведения бизнеса.
Федеральным законодательством определено: при изменении какой-либо информации, следует обратиться в лицензирующий орган для переоформления разрешения. Его необходимо осуществить при:
- изменении названия организации и ее юр. адреса;
- смене адреса, по которому осуществлялся бизнес, подлежащий лицензированию;
- создании новой организации через реорганизацию ранее действующего юр. лица;
- смене места жительства бизнесмена, а также изменении персональных данных.
Величина государственной пошлины при переоформлении лицензии: 600 — 2 600 рублей.
Лицензирующий орган отвечает как за непосредственную выдачу разрешений, так и контролирует деятельность лицензиата. Если в процессе проведения проверки будут обнаружены нарушения лицензионных требований, то по данному факту будет выписано предписание с указанием сроков для ликвидации выявленных недочетов. Срок действия лицензии может быть приостановлен, если замечания не будут устранены.
Важно! Во время приостановки действия лицензии, деятельность, которая под неё подпадает вести нельзя.
При устранении всех недочетов, отмеченных в предписании, действие лицензии будет возобновлено.
Лицензируемые виды деятельности в 2020-2021 году
Если не соблюден порядок получения лицензии или при осуществелении деятельности подлежащего лицензированию могут быть выписаны штрафы.
- Нарушение требований при выдаче разрешения:
- для организаций: 30 000 – 40 000 рублей;
- для предпринимателей: 3 000 – 4 000 рублей.
- Существенные отступления от условий выдачи лицензии:
- для организаций: 40 000 – 50 000 рублей;
- для предпринимателей: 4 000 – 5 000 рублей (приостановление работы на период, не превышающий 90 дней).
- Отсутствие разрешения:
- для организаций: 40 000 – 50 000 рублей;
- для предпринимателей: 4 000 – 5 000 рублей.
Помимо всего прочего может быть изъяты продукция, сырье, материалы и оборудование.
- Отсутствие разрешения при изготовлении (реализации) алкогольной продукции: 200 000 — 300 000 рублей.
Могут изъять сырье, полуфабрикаты, товары, оборудование, транспорт или другие предметы, которые применялись для производства и реализации.
При ведении бизнеса без оформления разрешения, при условии причинения значительного ущерба государству, компаниям, гражданам, а также, если от его осуществления получена прибыль свыше 1 500 000 рублей, возможна уголовная ответственность в виде штрафа до 300 000 рублей или арест на срок 6 месяцев.
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 19.10.2011 N 283-ФЗ, от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 04.03.2013 N 22-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 21.07.2014 N 255-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 31.12.2014 N 519-ФЗ, от 29.06.2015 N 160-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ, от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 13.07.2015 N 263-ФЗ, от 27.10.2015 N 292-ФЗ, от 30.12.2015 N 430-ФЗ, от 30.12.2015 N 431-ФЗ, от 29.07.2017 N 216-ФЗ, от 29.12.2017 N 451-ФЗ, от 31.12.2017 N 503-ФЗ, от 29.07.2018 N 249-ФЗ, от 03.08.2018 N 316-ФЗ, от 03.08.2018 N 323-ФЗ, от 30.10.2018 N 386-ФЗ, от 27.12.2018 N 498-ФЗ, от 15.04.2019 N 54-ФЗ, от 17.06.2019 N 148-ФЗ, от 26.07.2019 N 240-ФЗ, от 02.08.2019 N 282-ФЗ, от 02.08.2019 N 298-ФЗ, от 27.12.2019 N 478-ФЗ, от 27.12.2019 N 481-ФЗ, от 27.12.2019 N 492-ФЗ, от 18.02.2020 N 21-ФЗ, от 31.07.2020 N 270-ФЗ, от 26.05.2021 N 156-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ, от 02.07.2021 N 349-ФЗ)
Принят
Государственной Думой
22 апреля 2011 года
Одобрен
Советом Федерации
27 апреля 2011 года
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
1.1. Действие положений настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в связи с осуществлением Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» лицензирования космической деятельности. (в ред. Федерального закона от 15.04.2019 N 54-ФЗ)
2. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования:
1) использования атомной энергии;
2) производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
3) деятельности, связанной с защитой государственной тайны;
4) деятельности кредитных организаций;
5) деятельность по проведению организованных торгов; (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 327-ФЗ)
6) видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
7) деятельности акционерных инвестиционных фондов, деятельности по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами;
8) деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
9) деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
10) клиринговой деятельности;
11) страховой деятельности.
12) пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 15.04.2019 N 54-ФЗ)
13) репозитарной деятельности. (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 430-ФЗ)
14) пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
3. Лицензирование указанных в части 2 настоящей статьи видов деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
4. Особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление следующих видов деятельности: (в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)
1) оказание услуг связи, телевизионное вещание и (или) радиовещание;
2) частная детективная (сыскная) деятельность и частная охранная деятельность;
3) образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра «Сколково»); (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 02.08.2019 N 298-ФЗ)
4) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами; (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ)
1. Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
2. Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
3. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Основными принципами осуществления лицензирования являются:
1) обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
2) установление лицензируемых видов деятельности федеральным законом;
3) установление федеральными законами единого порядка лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации;
4) установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
5) открытость и доступность информации о лицензировании, за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением случаев, предусмотренных статьей 10 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ)
7) соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
1. К полномочиям Правительства Российской Федерации в области лицензирования относятся:
1) определение федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности;
2) утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности и принятие нормативных правовых актов по вопросам лицензирования;
3) утверждение порядка предоставления документов по вопросам лицензирования в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг;
4) утверждение порядка формирования и ведения реестра лицензий; (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ)
5) утверждение показателей мониторинга эффективности лицензирования, порядка проведения такого мониторинга, порядка подготовки и представления ежегодных докладов о лицензировании;
6) утверждение типовой формы выписки из реестра лицензий. (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ)
2. К полномочиям лицензирующих органов относятся:
1) осуществление лицензирования конкретных видов деятельности;
2) проведение мониторинга эффективности лицензирования, подготовка и представление ежегодных докладов о лицензировании;
3) утверждение форм заявлений о предоставлении лицензий, переоформлении лицензий, а также форм уведомлений, предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований и других используемых в процессе лицензирования документов; (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ)
4) предоставление заинтересованным лицам информации по вопросам лицензирования, включая размещение этой информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах лицензирующих органов с указанием адресов электронной почты, по которым пользователями этой информацией могут быть направлены запросы и получена запрашиваемая информация.
1. Должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензирования имеют право:
1) запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, соискателей лицензий и лицензиатов, получать от них сведения и документы, которые необходимы для осуществления лицензирования и представление которых предусмотрено законодательством Российской Федерации;
2) проводить проверки соискателей лицензий и лицензиатов;
Пункт 2 части 1 статьи 7 действует до 01.03.2022 (пункт 4 статьи 138 Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ).
3) выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований;
4) применять меры по пресечению административных правонарушений и привлечению виновных в их совершении лиц к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Должностные лица лицензирующих органов при осуществлении лицензирования обязаны:
1) исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в области лицензирования;
2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы соискателей лицензий и лицензиатов.
3. При осуществлении лицензирования должностные лица лицензирующих органов в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей и в случае совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. В течение тридцати рабочих дней со дня получения сведений о фактах нарушения законодательства Российской Федерации должностными лицами лицензирующих органов при осуществлении лицензирования лицензирующие органы обязаны сообщить юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, права и законные интересы которых нарушены, о мерах, принятых в отношении виновных в таких нарушениях должностных лиц.
В соответствии с данным законом (от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности») под лицензирование подпадает около 100 видов деятельности:
-
разработка авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
-
производство авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
-
ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
-
испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
-
деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств;
-
деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств;
-
предоставление услуг в области шифрования информации;
-
разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем;
-
деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
-
деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации;
-
деятельность по технической защите конфиденциальной информации;
-
разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность;
-
деятельность по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговля указанной продукцией;
-
разработка вооружения и военной техники;
-
производство вооружения и военной техники;
-
ремонт вооружения и военной техники;
-
утилизация вооружения и военной техники;
-
торговля вооружением и военной техникой;
-
производство оружия и основных частей огнестрельного оружия;
-
производство патронов к оружию и составных частей патронов;
-
торговля оружием и основными частями огнестрельного оружия;
-
торговля патронами к оружию;
-
экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию;
-
коллекционирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию;
-
разработка и производство боеприпасов и их составных частей;
-
утилизация боеприпасов и их составных частей;
-
выполнение работ и оказание услуг по хранению, перевозкам и уничтожению химического оружия;
-
эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов;
-
эксплуатация химически опасных производственных объектов;
-
деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности;
-
производство взрывчатых материалов промышленного назначения;
-
хранение взрывчатых материалов промышленного назначения;
-
применение взрывчатых материалов промышленного назначения;
-
деятельность по распространению взрывчатых материалов промышленного назначения;
-
производство пиротехнических изделий;
-
деятельность по распространению пиротехнических изделий IV и V класса в соответствии с национальным стандартом;
-
деятельность по тушению пожаров;
-
производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
-
производство маркшейдерских работ;
-
деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
Как правильно выбрать вид деятельности по ОКВЭД
Общероссийский Классификатор Видов Экономической Деятельности 2021 года содержит большое количество кодов, но ориентироваться в классификаторе не составит вам затруднений, т.к. навигация проста и понятна. В классификаторе содержится 21 раздел, разделы в свою очередь делятся на 88 классов, в которых содержится подробное описание и расшифровка каждого кода и вида деятельности, что позволит вам безошибочно их подобрать.
Код классификатора состоит из двух — шести цифровых знаков и его структура может быть представлена в следующем виде:
- XX — класс
- ХХ.Х — подкласс
- ХХ.ХХ — группа
- ХХ.ХХ.Х — подгруппа
- ХХ.ХХ.ХХ – вид
В заявлениях для регистрации ООО или ИП необходимо указывать минимум 4 знака кода, коды с двумя и тремя знаками в заявлениях не приемлемы.
Скачать новый классификатор кодов ОКВЭД 2021 года Размер — 4 мб.
В классификаторе кодов видов деятельности есть коды, при которых ваша деятельность будет обязана иметь статус лицензированной, и вы должны будете получить соответствующую лицензию.
Поэтому выбирая коды ОКВЭД при регистрации фирмы, не забудьте посмотреть список лицензируемых видов деятельности.
Также читайте на сайте:
Регистрация ООО
Регистрация ИП
Ведение бухгалтерского учета
Выбор системы налогообложения
Порядок и сроки отчетности и уплаты налогов
Открытие расчетного счета
Справочник
Все статьи
Все услуги компании БУХпрофи
Наши цены
ОКВЭД — общероссийский классификатор видов экономической деятельности, которым пользуются государственные структуры и бизнесмены. Фактически это сборник, кодирующий сферы производства, оказания услуг и в целом всю предпринимательскую деятельность.
Представленные в нем коды едины для всех хозяйствующих субъектов, независимо от их организационно-правовой формы. То есть и для ООО, и для ИП цифры из справочника будут одинаковыми.
С 1 февраля 2014 года введен в действие новый ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). С тех пор в него постоянно вносятся изменения: новые ОКВЭД 2020 с расшифровкой по видам деятельности актуализированы в феврале 2019 года, изменения внесены Приказом Росстандартаот 20.02.2019 N 47-ст.
Если вы ищете информацию о том, что собой представляет ОКВЭД 2020 с расшифровкой — официальный сайт для размещения такой информации отутствует, но вы можете воспользоваться таблицей кодов ОКВЭД на нашем портале.
Коды ОКВЭД 2021 года для ИП с расшифровкой
Сами коды состоят из двух-шести символов, точное количество которых зависит от конкретного вида деятельности компании. У одного предпринимателя может быть несколько кодов, которые наиболее точно описывают сферу его занятий.
Схематично структура классификатора выглядит так: ХХ.ХХ.ХХ.
Расшифровывается это просто:
XX. — определяет класс;
ХХ.Х. — показывает класс и подкласс;
ХХ.ХХ. — определяет класс, подкласс и группу;
ХХ.ХХ.Х. — демонстрирует класс, подкласс, группу и подгруппу;
ХХ.ХХ.ХХ — показывает класс, подкласс, группу, подгруппу и вид деятельности.
Допустим, компания занимается производством замороженного мяса, а также его розничной продажей. В ОКВЭД сначала находим код, обозначающий производство мяса. Этот вид деятельности содержится в разделе C (Обрабатывающие производства), подразделе 10 (Производство пищевых продуктов), в классе 10.1 (Переработка и консервирование мяса и мясной пищевой продукции) и подклассе 10.11 (Переработка и консервирование мяса), Производство мяса в охлажденном виде. Значит, первый код для такой компании будет 10.11.1.
Как пользоваться классификатором, детально прописано в Приказе Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора ОКВЭД2 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора ОКПД2 ОК 034-2014 (КПЕС 2008)». Еще раз напомним, что и сам документ, и ОКВЭД-2 2020 с расшифровкой по видам деятельности, описанный в Приказе, вступили в силу с февраля 2014 года.
До 10 июля 2016 года при осуществлении государственной регистрации юридических лиц органы ФНС использовали классификатор ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС Ред.1), однако уже с 11 июля 2016 года они перешли при регистрации на новую редакцию классификатора ОКВЭД-2 (версия ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)). При этом старый классификатор продолжал действовать для всех субъектов, зарегистрированных до этой даты. Во всех своих отчетах они продолжали указывать прежние значения. 1 января 2017 года переходный период закончился, поэтому для всех юрлиц и ИП стало обязательным использование новых ОКВЭД2.
На нашем портале подготовлен удобный инструмент: коды ОКВЭД на 2020 год с расшифровкой (классификатор) и с поиском. Для того чтобы найти нужные значения, впишите в поле ключевое слово вида деятельности и нажмите кнопку «Поиск».
Аббревиатура ОКВЭД расшифровывается следующим образом: «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности». Иными словами, ОКВЭД – это набор кодов. Разрабатывает и совершенствует данный классификатор Министерство Экономического Развития.
Начинающий предприниматель, как правило, не знает ни предназначение кодов, ни их расшифровку. Отсутствие этих знаний может привести к ряду проблем, которые могут возникнуть при взаимодействии как с контрагентами, так с и контролирующими органами.
У каждого вида деятельности имеется свой конкретный числовой код. Благодаря коду ОКВЭД можно установить какой деятельностью занимается экономический субъект.
Регистрируя свой бизнес, человек тем самым сообщает государству вид деятельности своего бизнеса. В первую очередь коды ОКВЭД необходимы налоговым органам и Росстату.
Благодаря кодам ОКВЭД у Росстата появляется возможность собирать и анализировать статистическую информацию. Полученные результаты анализа используются при группировании видов предпринимательской деятельности.
Используя ОКВЭД налоговая служба может определить систему налогового обложения, которая подходит для того или иного вида предпринимательской деятельности. Важность отметить, что от кода ОКВЭД зависит не только налоговая нагрузка, но и объем уставного фонда, а также процесс и необходимость получения лицензии.
Контролирующие органы посредствам кодов ОКВЭД способны отслеживать действия всех экономических субъектов.
Всю важность и необходимость ОКВЭД предприниматели начинают осознавать при обращении в финансовые учреждения. В случае, если у организации будет отсутствовать классификатор банк может отказаться регистрировать расчетный счет. Связано это с тем, что код ОКВЭД –первичный реквизит, который необходимо указывать при заключении договоров.
Инструкция по получению лицензии для отдельных видов деятельности в 2021 году
Получение кода ОКВЭД – это обязательная процедура регистрации бизнеса. Однако любой экономический субъект имеет право на самостоятельный выбор одного или нескольких кодов, которые содержатся в утвержденном классификаторе. Важно отметить, что в каждом коде должно содержаться минимум четыре цифры. Полный код может иметь следующий вид: «ХХ.ХХ.ХХ».
ОКВЭД имеет вид иерархической системы. Условно, структура кода делится на такие группы как:
- ХХ – класс;
- ХХ.Х – подкласс;
- ХХ.ХХ – группа;
- ХХ.ХХ.Х – подгруппа;
- ХХ.ХХ.ХХ – вид.
Чем больше в коде будет цифр, тем более детальную информацию можно будет получить о деятельности предприятия. Однако на практике использовать детальную расшифровку иногда бывает не целесообразно.
С начала 2021 года начнет действовать новый классификатор ОКВЭД 2, вступивший в силу еще в январе 2017 года. Однако в 2019 году Росстандартом были внесены незначительные поправки. Поэтому с 2021 должен применяться документ с поправками. Теперь для регистрации бизнеса будут использоваться только коды ОКВЭД 2.
В Классификаторе ОКВЭД 2 2021 года по сравнению с ОКВЭД 2020 года были изменены коды отражающие деятельность судебных органов.
Детально ознакомиться со всеми кодами ОКВЭД2 и их расшифровкой можно на официальном сайте Минэкономразвития.
- Грузовые и пассажирские перевозки автомобильным (за исключением деятельности такси), железнодорожным, водным, морским, воздушным транспортом
- Погрузочно-разгрузочные работы и буксировка транспорта
- Охранная и детективная (сыскная) деятельность
- Образование детей и взрослых
- Производство лекарств и медицинской техники
- Деятельность в сфере медицины и фармацевтики
- Производство и реализация алкоголя
- Клиринговая и страховая деятельность
- Деятельность кредитных организаций и НПФ
- Торги и профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг
- Деятельность в области космоса и атомной энергетики
- Деятельность по защите государственной тайны
- Деятельность, связанная с шифровальными и специальными техническими средствами для негласного получения информации, защита конфиденциальной информации
- Деятельность в сфере информационных и телекоммуникационных систем
- Услуги связи, телевещания, радиовещания
- Производство и продажа специальной полиграфической продукции, защищенной от подделок
- Производство, испытание, ремонт авиатехники
- Деятельность, связанная с вооружением, боеприпасами, военной техникой
- Легальный оборот наркотиков и психотропных веществ
- Проведение азартных игр через букмекерские конторы и тотализаторы
- Заготовка, хранение, переработка, реализация металлического лома
- Управление многоквартирными домами
- Экспертиза промышленной безопасности
- Эксплуатация производственных объектов повышенной опасности (взрыво-, пожаро- и химически опасных)
- Обезвреживание, сбор, транспортировка отходов, относящихся к I — IV классам опасности
- Деятельность, связанная с взрывчатыми материалами промышленного назначения
- Деятельность по использованию источников ионизирующего излучения
- Тушение пожаров, монтаж, ремонт и техобслуживание средств пожарной безопасности
- Использование возбудителей инфекционных заболеваний и ГМО
- Трудоустройство российских граждан за рубежом
- Изготовление экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для ЭВМ, баз данных, фонограмм на любых носителях
- Геодезическая и картографическая деятельность, гидрометеорология и геофизика, маркшейдерские работы
- Сохранение объектов культурного наследия.
Чаще всего индивидуальные предприниматели из этого списка выбирают грузоперевозки, перевозки пассажиров, медицинскую и образовательную деятельность, частный сыск. Остальные лицензируемые виды деятельности 2021 года требуют или организационно-правовой формы юридического лица, или крупных финансовых вложений.
▼ Попробуйте наш калькулятор банковских тарифов: ▼ Передвигайте «ползунки», раскройте и выберите «Дополнительные условия», чтобы Калькулятор подобрал для Вас оптимальное предложение по открытию расчетного счета. Оставьте заявку и Вам перезвонит менеджер банка: проконсультирует по тарифу и зарезервирует расчетный счет.
Несоблюдение законодательства в области лицензирования – это административное правонарушение, которое для ИП наказывается в соответствии со статьями КоАП РФ/
Штрафы за работу без лицензии
- 14.1 (2) – от 4 до 5 тысяч рублей с возможной конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья (деятельность без лицензии);
- 14.1 (3) – от 3 до 3 тысяч рублей (несоблюдение необходимых лицензионных требований);
- 14.1 (4) – от 4 до 8 тысяч рублей (грубое нарушение условий лицензии).
Специальные штрафы за лицензию в области транспорта по статье 14.1.2 КоАП РФ намного выше:
- отсутствие лицензии — 100 тысяч рублей с конфискацией транспортного средства;
- нарушение условий выданной лицензии — 20 тысяч рублей;
- грубое нарушение условий выданной лицензии — 75 тысяч рублей.
Хотя размеры штрафных санкций для ИП в несколько раз ниже, чем для ООО, но уголовная ответственность не имеет различий в зависимости от организационно-правовой формы. Наступает она при получении дохода или нанесении ущерба государству или гражданам на сумму от 2,25 млн рублей (статья 171 УК РФ).
✏ К деятельности такси эти нормы КоАП и УК РФ не относятся, потому для что для такси надо получать не лицензию, а разрешение региональной администрации. Новый классификатор кодов ОКВЭД-2 от 2020 года — это Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, применяется для определения кодов указываемых при регистрации ООО и ИП, а также применяется при изменении видов деятельности компаний. Классификатор с расшифровкой и подробным описанием каждого кода, содержит все изменения и дополнения на 2020 год.
Версия классификатора ОКВЭД-2 (версия ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)), утвержден новым приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст., вступил в силу с 11 июля 2016 года!
Подобрать коды можно следующим образом: выбираем по описанию необходимый раздел и подраздел, в подразделе по подробному описанию видов деятельности выбираем необходимые. Используем только коды содержащие 4 знака и более, коды с двумя и тремя знаками в заявлениях использовать нельзя.
Обратите внимание, что количество выбранных вами кодов ОКВЭД неограниченно, но из них необходимо выбрать один основной, по которому процент получаемой вами выручки должен составлять не менее 60% от основной суммы дохода по этой деятельности.
Коды ОКВЭД-2 (2020 года) – это коды Общероссийского Классификатора Видов Экономической Деятельности, предназначенные для классификации видов экономической деятельности.
Кодами ОКВЭД 2 указывают виды деятельности компаний в заявлениях на регистрацию ООО, ИП и других правовых формах, при изменениях вида деятельности компании (добавление или удаление кодов ОКВЭД), при изменениях основного выбранного кода ОКВЭД, также данные коды прописываются в уставах ООО, ПАО, АО при регистрации фирм или внесения изменений.
Общероссийский Классификатор Видов Экономической Деятельности 2020 года содержит большое количество кодов, но ориентироваться в классификаторе не составит вам затруднений, т.к. навигация проста и понятна.
В классификаторе содержится 21 раздел, разделы в свою очередь делятся на 88 классов, в которых содержится подробное описание и расшифровка каждого кода и вида деятельности, что позволит вам безошибочно их подобрать.
В классификаторе кодов видов деятельности есть коды, при которых ваша деятельность будет обязана иметь статус лицензированной, и вы должны будете получить соответствующую лицензию.
Поэтому выбирая коды ОКВЭД при регистрации фирмы, не забудьте посмотреть список лицензируемых видов деятельности.
Также читайте на сайте:
Список ОКВЭД 2020 для ИП с расшифровкой по видам деятельности
Ниже мы подготовили для вас список всех кодов ОКВЭД с расшифровкой, которые актуальны на 2020 год. Также мы ответили на часто задаваемые вопросы и привели примеры кодов ОКВЭД для различных видов деятельности.
Похожие записи:
Лицензирование деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов прекращается со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности.
Лицензирование деятельности по эксплуатации химически опасных производственных объектов прекращается со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности.
Лицензирование деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности прекращается со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности.
Лицензирование деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений прекращается со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности.
Лицензирование деятельности по производству маркшейдерских работ прекращается со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности.