Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности участия субъектов малого предпринимательства». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Заказчики, которые подпадают под требования постановления Правительства РФ от 11 декабря 2014 года № 1352, обязаны часть контрактов заключать с субъектами МСП. Если не выполнить требование, с 1 февраля года, следующего за отчетным, придется руководствоваться Законом № 44-ФЗ. Правило установлено в части 8.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, которая действует с 1 января 2017 года.
Заказчики должны закупить у СМП не меньше 15% товаров и услуг от совокупного годового объема закупок. Каждый год до 1 апреля они публикуют в ЕИС отчет о закупках у СМП за прошлый год. В него можно включать только те закупки, в которых было указано преимущество для малого бизнеса и эти закупки состоялись. Если квоту не выполнить, учреждение получит штраф 50 000 рублей.
Что значит СМП по 44-ФЗ и что нужно знать об их участии в госзакупках
Если в документации о закупке, осуществляемой в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 настоящего Положения, установлено требование к обеспечению заявки на участие в закупке, размер такого обеспечения не может превышать 2 процента начальной (максимальной) цены договора (цены лота).
Заказчики вправе установить в извещении о закупке, документации о закупке и соответствующем проекте договора требование к участникам закупки о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.
Благодаря поправкам, внесённым в закон № 209-ФЗ, большее количество предприятий и ИП могут быть причислены к малому бизнесу.
Пунктами 18 и 19 того же положения определены стоимостные границы для размещения заказов у некрупных предприятий. Так, если стоимость заказа не превышает 200 млн руб., то в конкурсе на его выполнение должны участвовать только малые и средние предприятия.
Если заказчик не закупит у малого и среднего бизнеса достаточно, не разместит информацию об этом или разместит недостоверные сведения, то с 1 февраля и до конца следующего года ему придется проводить закупки по более строгому 44-ФЗ.
Согласно части 13.1 статьи 34 ФЗ № 44, госзаказчик должен расплатиться с подрядчиком в течение 30 дней с момента приемки исполненного (в целом или определенной партии) товара (выполненного этапа работ и т. д.).
С 2019 года все закупки будут проходить в электронном виде. Поставщикам это сократит расходы и не оставит заказчику шансов подтасовывать результаты «бумажных» процедур.
В перечне продукции, которую закупите только у МСП, укажите наименования товаров, работ, услуг и код ОКПД2. Код ОКПД2 детализируйте до разделов, классов и подклассов, групп и подгрупп, видов продукции, а также категорий и подкатегорий продукции. Перечень разместите в ЕИС и на сайте заказчика в Интернете. Об этом сказано в пункте 9 Положения, утвержденного Постановлением № 1352.
Согласно ч. 1 ст. 30 44-ФЗ, заказчики обязаны осуществлять их в объеме не менее 15% от своих годовых закупок. Такие торги могут осуществляться в следующих видах:
-
открытый конкурс;
-
конкурс с ограниченным участием;
-
двухэтапный конкурс;
-
электронный аукцион;
-
запрос котировок;
-
запрос предложений.
На указанный Вами адрес эл.почты отправлено письмо с инструкциями для восстановления пароля.
При этом, некоммерческие организации, унитарные муниципальные или государственные учреждения не могут быть отнесены к этой категории субъектов, даже если они будут соответствовать требованиям к СМП по годовой выручке и количеству сотрудников.
В совокупном годовом стоимостном объеме договоров заказчик учитывает не все закупки. Какие закупки не учитывать – смотрите в справке.
Касательно государственных и коммерческих закупок, у субъектов малого предпринимательства также есть ряд преимуществ перед остальными участниками.
В 2017 году были внесены некоторые изменения в данные требования, тем самым позволив бОльшему количеству организаций соответствовать статусу субъекта малого или среднего предпринимательства.
СМП – по 44-ФЗ это сокращенное название субъектов среднего и малого предпринимательства. Категории СМП определяются статьей 4 настоящего Закона.
Заказчики, которые работают по Закону № 223-ФЗ, обязаны проводить закупки у субъектов МСП, если подпадают под одно из условий таблицы.
Если закупки проводятся для СМП, то численность сотрудников не должна превышать предельное значение в 100 человек.
Заказчики, которые работают по Закону № 223-ФЗ, обязаны проводить закупки у субъектов МСП, если подпадают под одно из условий таблицы.
Льготы по 44-ФЗ для субъектов малого предпринимательства прописаны в ст. 30 данного закона. В рамках закона предусмотрена обязанность заказчика закупать товары, работы и услуги у субъектов малого предпринимательства в размере не менее 15% от СГОЗ.
Привилегии и способы их реализации
Для среднего бизнеса предусмотрены следующие критерии отнесения компании к этому сегменту: средняя численность работников не может превышать более 101-250 человек, выручка за год – до 2 млрд р. Для микропредприятий предельное значение численности составляет 15 человек, выручки – 120 млн р.
Размер обязательной квоты заказов, которые должны быть выполнены субъектами малого и среднего бизнеса, определен пунктами 5 и 5.1 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 1352, согласно которым 18% закупок должно быть осуществлено именно у некрупных предпринимателей.
Порядок взаимоотношений между государственными/муниципальными заказчиками и субъектами малого/среднего бизнеса регулируется статьей 30 закона «О контрактной…» от 05.04.2017 № 44-ФЗ.
3. Объем закупок у СМП по 44-ФЗ
Государственными/муниципальными заказчиками, согласно пунктам 5–7 статьи 3 ФЗ № 44, признаются органы власти, учреждения и предприятия (унитарные, казенные и т. д.), финансируемые из муниципальной или государственной казны.
В Постановлении Правительства РФ от 11 декабря 2014 года №1352 Положением определены особенности участия СМП в закупках товаров, услуг и работ, а также годовой объем закупок и регламент его расчета.
К ИП применяются те же правила разделения на категории. Если у индивидуальных предпринимателей отсутствуют работники, то критерием будет служить только размер полученной выручки за год. При использовании патентной системы налогообложения ИП относят к микропредприятию.
При проведении закупки заказчик вправе установить в извещении требование к подрядчику, не являющемуся СМП или СОНКО, привлечь к исполнению контракта субподрядчика или соисполнителей из реестра субъектов малого предпринимательства.
Оформить подписку на журнал «Проблемы теории и практики управления»
Правительством РФ могут быть установлены типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению СМСП (субъектов малого и среднего предпринимательства).
Ответ: Такое ограничение может быть установлено только в том случае, когда начальная максимальная цена закупки не превышает 20 млн. рублей.
Заказчик перечисляет в своем положении ОКПД2 всех товаров и услуг, которые будет закупать у МСП:
- Если НМЦ договора не больше 50 млн. рублей, заказчик обязан провести закупку из этого перечня строго у МСП,
- Если НМЦ договора от 50 до 200 млн. рублей, заказчик решает сам, закупать товар у МСП или у крупного бизнеса.
Осуществление закупок у СМП и СОНКО является обособленной процедурой – ее участниками являются исключительно СМП и СОНКО, в извещениях о проведении закупок устанавливается соответствующее ограничение. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к СМП или СОНКО (ч.3 ст.30 ФЗ-44).
Вопреки распространенному мнению, перечня закупок, которые должны производиться у субъектов малого предпринимательства, не существует. В связи с этим у подобного рода предприятий можно закупать любые товары, услуги и работы.
Ответ: В приведенном примере статус СМП будет определяться исходя из базовых параметров субъекта, желающего продекларировать себя как СМП, учитываемых в период их деятельности в течение первого года.
Государственными/муниципальными заказчиками, согласно пунктам 5–7 статьи 3 ФЗ № 44, признаются органы власти, учреждения и предприятия (унитарные, казенные и т. д.), финансируемые из муниципальной или государственной казны. Критерии же отнесения участников закупок к категории малого/среднего бизнеса определены в статье 4 закона «О развитии…» от 27.07.2007 № 209-ФЗ, согласно которой таковыми могут быть ИП, общества и партнерства, фермерские хозяйства и кооперативы, соответствующие 2 обязательным критериям:
- среднесписочная численность занятых в организации не превышает 250 человек;
- годовой объем выручки не превышает 2 млрд руб. (пункт 1 постановления Правительства РФ «О предельных…» от 04.04.2016 № 265).
Стоит учесть, что в указанный лимит по закупкам у СМП в размере 15% входят и закупки у НКО. Поэтому за счет закупок к НКО можно снизить величину закупок у СМП.
В Письме Минэкономразвития России №7158-ЕЕ/Д28 и ФАС России №АЦ/13590/14 от 04.04.2014 определено, что участники СМП подтверждают свой статус путем подачи соответствующей декларации.
Закон определяет привилегированные условия участия субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СМП, СОНКО) в закупках товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд.
Для проведения торгов, иных способов закупки, предусмотренных положением о закупке, в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 настоящего Положения заказчики обязаны утвердить перечень.
Согласно части 1.1 статьи 30 ФЗ № 44, обязательная квота на участие субъектов малого и среднего бизнеса в закупках (не менее 15%) высчитывается исходя из объема публично осуществляемых закупок.
Согласно части 1.1 статьи 30 ФЗ № 44, обязательная квота на участие субъектов малого и среднего бизнеса в закупках (не менее 15%) высчитывается исходя из объема публично осуществляемых закупок.
Невыполнение данного лимита грозит заказчикам ответственностью в виде штрафа до 50 тыс. р. Ответственность наступает по ст. 7.30 КоАП. Административный штраф за несоблюдение положений законодательства о закупках среди СМП устанавливается в отношении должностных лиц заказчика (контрактного управляющего или специалиста контрактной службы).
Согласно действующему законодательству сумма обеспечения контракта устанавливается в пределах 5-30 процентов его стоимости. Однако Заказчик имеет законное право не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, если закупка осуществляется среди предприятий, имеющих статус СМП.