Код
|
Бюджетные статьи расходов с расшифровкой
|
Код
|
Наименование
Сокращение численности или штата работников в казенном учреждении
Здесь речь идёт о бюджетных инвестициях в объекты государственной собственности и соблюдении организацией условий и обязательств, принятых при заключении соглашений о передаче полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени главного распорядителя средств федерального бюджета госконтрактов. В связи с чем организацией произведена оплата:
- стоимости фактически не поставленного оборудования для оснащения спортивно-оздоровительного комплекса;
- стоимости климатического оборудования и отделочных материалов, не соответствующих утвержденной проектно-сметной документации;
-
фактически не выполненного объема работ (строительно-монтажные работы, работы при устройстве слоя дорожной одежды);
- стоимости материалов с более высокими техническими характеристиками, чем фактически примененные и предусмотренные утвержденной проектно-сметной документации (бетон, камни бетонные стеновые, горячекатаная арматурная сталь);
- стоимости работ по ведению авторского надзора при отсутствии документов, фиксирующих объемы фактически выполненных работ и обосновывающих их стоимость;
- стоимости строительных работ, выполненных на основании рабочей документации, не соответствующей утвержденной проектной документации.
А также в части оплаты:
-
не обеспечена консервация объектов капитального строительства, в связи с чем частично утрачены ранее принятые и оплаченные объемы работ;
-
затягивались сроки строительства, в результате чего морально и физически изношено приобретенное вентиляционное, медицинское и спортивное оборудование, неиспользуемое более 3-х лет и неучтенное в бюджетном учете организации;
-
не осуществлена приемка оборудования для оснащения спортивно-оздоровительного комплекса (отсутствуют первичные документы: акты приема-передачи оборудования, товарные накладные на передачу заказчику оборудования), расходы на приобретение которого оплачены (возмещены) подрядчику;
-
возмещена подрядчику стоимость оборудования для оснащения спортивно-оздоровительного комплекса при отсутствии на момент перечисления средств затрат у подрядчика на приобретение данного оборудования;
-
не приняты меры по истребованию неустойки с подрядчика за нарушение обязательств по вводу в эксплуатацию жилых объектов и спортивно-оздоровительного комплекса, предусмотренные госконтрактами;
-
не обеспечено получение разрешения на строительство жилых объектов и спортивно-оздоровительного комплекса (продление разрешения) и допущен подрядчик к выполнению работ по строительству при отсутствии данного разрешения.
В последнем случае:
- выполнялись строительно-монтажные работы по вертикальной планировке участка, устройству дорожного покрытия и фундаментов, земляные работы,
- выполнялись строительно-монтажные работы по армированию и монтажу опалубки стен, бетонированию плит перекрытия, устройству бетонной подготовки и армирование лестниц входов в подвал.
Проводимый строительный контроль за выполнением работ по строительству объекта не выявил:
- нарушений строительно-технических норм и правил;
- отклонений от проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы.
Ошибки при проведении такой оплаты в бухгалтерском бюджетном учете:
- стоимость оплаченного оборудования, фактически не смонтированного и не установленного подрядчиком (вкл. стоимость фактически отсутствующего оборудования), отнесена на фактические затраты по строительству объектов, тогда как должна быть учтена в составе стоимости объектов основных средств;
-
не отражены обязательства, принятые при заключении госконтрактов на проведение экспертизы проектно-сметной документации и сметной стоимости объекта, а также фактические затраты, связанные с выполнением данных госконтрактов.
Годовой отчет (предварительный) о реализации государственной программы РФ содержит недостоверные сведения в части достижения показателей выполнения мероприятий ведомственной целевой программы. А именно, в отчете указано:
- фактическое выполнение плана-графика научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (2019 отчетный год) – 100 процентов;
- фактический срок окончания реализации контрольной точки «Научно-исследовательское и опытно-конструкторское сопровождение работ, направленных на реализацию приоритетных направлений развития науки транспортной отрасли» – 31 декабря 2019 года;
- при этом в 2019 году опытно-конструкторские работы по двум этапам не выполнены.
Проводились закупки товаров (работ, услуг), в отношении которых отсутствовало обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Либо в план-график закупок включены закупки товаров с начальной (максимальной) ценой контракта, не соответствующей документам по обоснованию начальной (максимальной) цены контракта на закупаемые товары (работы, услуги) (по закупкам до 2020 г.).
Отсутствовали обоснования применения иного метода определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Это изменение условия контрактов, когда это не предусмотрено законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок. Например:
- введения условия авансирования;
- увеличение размера аванса, изначально предусмотренного контрактом.
Несоблюдение требований об обязательности применения мер ответственности в случае нарушения поставщиками (подрядчиками, исполнителями) условий контракта. Например, нарушение сроков поставки товаров/выполнения работ/оказания услуг, предусмотренных контрактом, но меры ответственности к поставщику заказчик не применял.
Заказчиком допущены нарушения при расчете неустойки (штрафа, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиками (подрядчиками, исполнителями) обязательств, предусмотренных контрактами. А именно:
- расчет пени выполнен по ключевой ставке ЦБ, не действующей на дату выставления требования;
- при расчете пени допущены арифметические ошибки.
Проактивные выплаты пособий: что изменится в работе бухгалтеров с 2022 года
По некоторым оценкам, в России насчитывается 2,4 миллиона государственных и муниципальных служащих. Это именно служащие – сотрудников бюджетных учреждений, государственных предприятий и акционерных обществ в государственной собственности (вроде Сбербанка). Также еще есть несколько миллионов силовиков – военнослужащих, сотрудников МВД, ФСБ, МЧС и других ведомств.
Итак, в России было 1,25 миллиона государственных служащих (если считать только федеральных, региональных и муниципальных служащих), и правительство сократило 32 тысячи. В процентном отношении это аж 2,56% – это явно не 10-15% единиц, на которые обещал уменьшить раздутые штаты Мишустин. Правда, если вспомнить, он говорил в основном о вакантных местах – куда просто не было желающих идти работать.
Впрочем, есть и другие обстоятельства, определившие выбор федеральных органов власти для участия в эксперименте. Накануне достоянием гласности стали материалы Генпрокуратуры о результатах проверки институтов Российской академии наук (РАН). Надзорное ведомство вскрыло массовые нарушения финансово‑хозяйственной деятельности во многих учреждениях. Установлено, в частности, что более 50 институтов сдают помещения в аренду без заключения договоров. В черном списке – Институт экономики, Всероссийский институт научной и технической информации, Институт Латинской Америки, Институт металлургии и материаловедения и многие другие. Последствия легковесного подхода материализуются в миллионных долгах арендаторов, которые учреждения РАН не могут взыскать годами.
Еще одно распространенное нарушение – договоры аренды в Росреестре часто не регистрируются. В представлении, подписанном первым заместителем генерального прокурора Александром Буксманом, на которое ссылается РБК, указаны Физический институт им. П. Н. Лебедева, Институт космических исследований, Институт прикладной математики им. М. В. Келдыша и Институт общей физики им. А. М. Прохорова. А при попустительстве руководства Института общей и неорганической химии на территории учреждения арендаторы даже построили ресторан.
Из этого следует, что Федеральное агентство научных организаций (ФАНО), прямым назначением которого было наведение порядка в финансовой и хозяйственной сферах РАН, со своей задачей справилось нелучшим образом. Закономерный итог – ликвидация ФАНО при формировании нового кабинета министров. Бывший руководитель агентства Михаил Котюков пошел на повышение, возглавив Министерство науки и высшего образования, но в новом качестве ему не придется отвечать за сведение дебета с кредитом. За ажур в бухгалтерском балансе ведомства вскоре будет отвечать Казначейство.
Злоупотребления в финансово‑хозяйственной деятельности в большей или меньшей степени свойственны всем федеральным структурам. Счетной палатой в 2017 году вскрыто свыше 6,5 тысячи различных нарушений. Цена вопроса – 1,9 трлн рублей. Причины связаны в первую очередь с несовершенством нормативных правовых актов, регулирующих использование бюджетных средств, а также с некомпетентностью чиновников, распоряжающихся бюджетными средствами.
Самой проблемной остается система государственных закупок – в ходе проверок аудиторы выявили в общей сложности 2,3 тысячи нарушений более чем на 118,7 млрд рублей. На втором месте – формирование и исполнение бюджетов: более 2 тысяч нарушений на сумму 599 млрд рублей. Ошибок и неточностей при ведении бухгалтерского учета и составлении бюджетной отчетности министерства допускают в 3,5 раза меньше – 586, но масштаб потерь впечатляет – 813,5 млрд рублей по итогам 2017 года.
Считается, что подключение Казначейства поможет навести порядок в ведомственных финансах. Вслед за Министерством науки и высшего образования и Министерством просвещения свои полномочия будут передавать и другие федеральные органы власти. В начале лета некоторые детали намеченной реформы раскрыл глава Казначейства Роман Артюхин. Чиновник рассказал ТАСС о пилотном проекте по централизации бухгалтерского учета всех ведомств. В настоящее время эта работа ведется на платформе «1 С», но в дальнейшем планируется перенести ее на базу Единого центра обработки данных Минфина, который предназначен для «анализа и хранения всей финансовой информации со всей страны в едином месте».
Со своей стороны, и Счетная палата активно внедряет информационные технологии при осуществлении внешнего государственного аудита. Не так давно была разработана Информационно-аналитическая система удаленного проведения проверок. Это позволяет более 70 видов финансовых нарушений выявлять в автоматизированном режиме.
В частности, можно осуществлять мониторинг за соблюдением сроков заключения госконтрактов и порядка предоставления авансов по ним и нарушениями доведения средств федерального бюджета главными распорядителями до подведомственных учреждений. Когда бухгалтерия и бюджетная отчетность всех министерств окажутся в руках Казначейства, Счетной палате фактически придется осуществлять внешний аудит только этого учреждения, что, по логике, должно значительно упростить работу.
Больший объем полномочий предполагает увеличение числа работников и новое финансирование. Казначейство к этому подготовлено. Член комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Щапов обратил внимание на тот факт, что в федеральном бюджете в 2018 и 2019 годах учреждению выделялось 35,9 млрд и 35 млрд рублей соответственно. Но после корректировки главного финансового документа страны суммы увеличились до 37,6 млрд и 36,6 млрд рублей. «Если смотреть расходы по персоналу, затраты выросли на 1 млрд рублей (с 21 до 22 млрд)», – подчеркнул депутат.
Изменения бухгалтерского и налогового законодательства с 2022 года
По словам директора Центра ИТ-исследований и экспертизы РАНХиГС Михаила Брауде-Золотарева, передача федеральными органами власти бухгалтерских функций – это не политический вопрос, по этой причине большого межведомственного противостояния ожидать не следует. Причем эта мера никак не связана с эффективностью бюджетных расходов, снижением коррупции при госзакупках или нарушениями при начислении зарплат и премий чиновникам, убежден собеседник «Профиля». Ведь бухгалтерия несамостоятельна. Она осуществляет учет и отражает финансовые решения «сверху» по определенным правилам. «Штат Казначейства точно увеличится. Ясно, что отказаться от ведомственных сотрудников на 100% невозможно даже теоретически. Баланс надо смотреть через несколько лет», – говорит Брауде-Золотарев.
С его выводами не согласен почетный адвокат России Александр Костанянц. Он исходит из того, что расходование бюджетных средств пока остается в прямой зависимости от бухгалтерии, находящейся в штатном расписании того или иного ведомства. С передачей функционала Казначейству коррупционная составляющая, безусловно, сокращается. Это относится к госзакупкам, поскольку отсекает заинтересованных должностных лиц, пояснил юрист.
«Идея состоит, с одной стороны, в оптимизации численности сотрудников, с другой – в получении новых сервисов и возможностей, с третьей – в снижении рисков коррупции.
С 2019 года, согласно поручению правительства, Казначейство планирует централизовать бухучет и формирование отчетности еще девяти федеральных органов власти, их территориальных органов и подведомственных казенных учреждений», – говорит Щапов. Он напомнил, что, когда анонсировались эти планы, Минфин исходил из того, что реформа позволит снизить численность персонала в министерствах. Понятно, что всех бухгалтеров не уволят, это невозможно, поскольку движение средств обеспечивать все равно придется внутри ведомств, но на экономию за счет снижения затрат бюджета на оплату труда рассчитывать можно.
В отличие от Украины, где индексируется только сумма минималки, и это происходит только после опубликования данных от Гоструда, в которых указано, что уровень инфляции достиг предельного уровня, в РФ индексация проводится регулярно. Российское законодательство о труде предусматривает необходимость повышения зарплаты независимо от того, работает ли человек на государство или коммерческую структуру. Закрепление этого положения гарантирует сохранение доходов трудящихся, которые не должны обесцениваться из-за роста ИПЦ.
Индексация окладов бухгалтерам на 2022 год будет проведена вариабельно: бюджетным работникам поднимут оклад на сумму в процентах, установленную в начале года. У коммерческих структур есть возможность устанавливать размер повышения – он должен быть не менее установленной официально величины инфляции.
Несмотря на всевозможные инсинуации на оппозиционных и украинских сайтах, а также на их перманентные желания, в российской экономике нет никакого хаоса:
- Некоторые изменения в намеченной стратегии экономического развития вызваны последствиями коронавирусной пандемии, отсюда индексация зарплат была осуществлена не всем работникам в 2021.
- Хотя вынужденная экономия отразилась на людях, которые не могут пожаловаться на низкую оплату своего труда – судьях и их помощниках, депутатах и помощниках сенаторов. Ограничения введены до 1 января 2022 года, и будут частично компенсированы после его наступления.
- Пришлось внести коррективы и в запланированный уровень повышения, который оказался выше планируемого, как, впрочем, и в развитых странах с сильной экономикой.
- Контроль за проведением всех мер, предусмотренных законодательством в некоммерческих структурах, осуществляет Роструд и Трудовая инспекция. Для проведения проверки работникам предприятия достаточно просто обратиться в надзорные органы.
Повышение заработной платы бухгалтерам в России в 2022 году должно пройти посредством индексации. Работники бюджетной сферы подпадают под намеченную индексацию на уровне 2021 г. (6,8%). И это произойдет из средств федерального бюджета, который будет принят в конце текущего года. Если речь идет о негосударственных организациях и коммерческих структурах, то они вправе сами принимать решения о задействовании этого механизма и его объеме. По закону они не могут проиндексировать зарплату своих сотрудников менее, чем на 4%.
Работодатели крупных предприятий и структур малого и среднего бизнеса высоко ценят труд своих работников с высокой квалификацией (бухгалтеров в особенности), поэтому работники этой сферы редко относятся к категории низкооплачиваемых. Что же касается работников бюджетной сферы, то их зарплата в 2022 будет проиндексирована на более высокий процент, чем в предыдущем.
Представители Министерств экономики и труда и соцразвития неоднократно давали пояснения по вопросу, почему индексация зарплат бюджетников проводится на 3% и только с 4 квартала. Последние новости о том, что произойдет увеличение зарплаты бухгалтеров сообщила вице-премьер Т. Голикова. Речь идет о повышении зарплат бюджетникам, которые не входят в перечисленные в майских указах Президента.
В 2022 году будут предприняты меры по устранению дисбаланса формирования должностных окладов в бюджетной сфере:
- введены единые требования к размеру не только окладов, но и ставок, надбавок и премий;
- их будут применять при подсчете заработанных средств, компенсаций и стимулирующих выплат;
- в каждой отрасли эти требования будут утверждены;
- правительство установит сроки, в которые зарплаты работников бюджетной сферы должны быть пересчитаны, чтобы соответствовать новым стандартам.
Министерство Финансов России относительно недавно проинформировало на официальном сайте о том, что в области бухгалтерского учета запланировано введение множества инноваций. Обращаться за информацией можно в соответствующий раздел, в котором уже есть подраздел о реформировании.
Эксперты и аналитики предполагают, что будет сокращение бухгалтеров в 2022 году, в рамках проведения реформирования государственных и муниципальных органов власти. Повышение зарплат планируется за счет сокращений, однако, как и в предыдущие разы, сократят незаполненные ставки и за счет этих средств повысят зарплату прошедшим собеседование и тестирование на профпригодность.
Однако есть предположения, что проверки и тестирования пройдут в рамках намеченных изменений, которые отражены в июльских федеральных законах №352 и 359. В них есть разработанные требования, отраженные также в нормативных актах Банка России, которые относятся к главным бухгалтерам государственных, кредитных и некредитных учреждений, агентствам и частным организациям.
Увольнение главного бухгалтера с занимаемой должности
В этом случае действует порядок увольнения, который предусмотрен ст. 80 ТК РФ. Сроки увольнения главного бухгалтера – он должен известить своего руководителя о решении в письменной форме за две недели до своего ухода. Течение срока предупреждения происходит со следующего дня после получения нанимателем заявления работника об увольнении. Когда предупредительный срок касательно увольнения истекает, работник вправе завершить работу. Если между работодателем и работником установлено соглашение, то расторжение трудового контракта, возможно, ранее, чем истечет срок предупреждения об отстранении от должности. Работодатель не должен создавать какие-либо препятствия для сотрудника при увольнении (сдача отчетности, подготовка годового баланса). В течение этого периода главный бухгалтер передает свои дела сотруднику, который заменяет его.
- он заявился на работу в состоянии наркотического, алкогольного либо токсического опьянения;
- сотрудник организации получил медицинское заключение относительно того, что данная работа ему противопоказана;
- согласно требованиям должностных лиц государственных органов.
Какие нововведения ожидают бухгалтера бюджетной сферы в 2021 году?
Статья 178 ТК РФ обязывает работодателя выплатить работнику, с которым расторгается трудовой договор в связи с сокращением численности или штата работников, выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также сохранить за ним средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Следовательно, в связи с тем, что должность главного бухгалтера у вас сокращается, то данные обязанности могут быть возложены как на самого руководителя организации, так и на любое другое должностное лицо этой организации. Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя.
Основание 1. Вытекает из задачи бухгалтерского учета: «формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности, — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности» (согласно статье 1 Закона о бухгалтерском учете). Данный тезис подразумевает проведение инвентаризации всех активов предприятия.
Данные из третьей колонки могут свидетельствовать о настоящей недостаче у лица, которое несет материальную ответственность, либо о некорректности имущественного учета в организации. При этом вам хватит даже второго варианта. В том случае, когда к вам как к управляющему не поступало ни одной докладной записки от главного бухгалтера относительно назначения на должность материально ответственного лица и его работы (данный вопрос в обязательном порядке предварительно согласуют с ним), вам стоит предположить сговор между этими сотрудниками. Также ошибки в инвентаризации могут быть обусловлены погрешностями в бухучете, на этом основании вы вправе констатировать его недостоверность, по крайней мере того участка, где речь идет о материальных ценностях.
Решив уволить главных специалистов, необходимо их также индивидуально уведомить, ссылаясь на четвертый пункт первой части 81 статьи ТК РФ. Согласие их на досрочное прекращение трудовых отношений в данном случае не требуется. Но, предупреждение должно быть оформлено по всем правилам с личной подписью о том, что они ознакомлены с тем, что будут уволены. Новый собственник должен учитывать, что воспользоваться правом смены руководящего состава он может лишь в течение трех месяцев после регистрации преобразований. 7. Издается приказ о прекращении трудовых отношений с бывшим руководителем, его заместителями, главным бухгалтером со ссылкой на п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. С приказом увольняемые специалисты знакомятся под роспись. 8. В трудовой книжке делается запись, соответствующая приказу об увольнении. 9.
Рассмотрев в общих чертах возможное увольнение сотрудников при реорганизации предприятия, остановимся подробнее на поэтапной методике действий нового собственника. 1. Прежде всего, до начала проведения любых преобразований должно быть обоснованное, оформленное документально решение о его проведение.
Он устанавливается федеральным государственным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, в кратности от 1 до 8. В этом же пункте определен порядок расчета, который применяется до 31.12.2016 (п. 2 ст. 2 Федерального закона № 347-ФЗ). Предельные уровни соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы сотрудников согласно ст.
Это следует из положений Трудового кодекса РФ. Рабочее время при временном замещении Какова продолжительность рабочего времени сотрудника при временном замещении Режим временного замещения предполагает нормальную продолжительность рабочего времени. То есть дополнительную работу сотрудник выполняет наряду с основной работой в течение установленного ему рабочего дня (смены).
- В случае смены собственника организации (пункт четвертый, ст. 81).
- Если сотрудник принимал неправомерные решения, а также решения, которые повлекли для компании материальный ущерб (пункт девять, ст. 81).
- В случае если сотрудник заключил срочный трудовой договор (ст. 59) возможно увольнение по истечению срока договора.
- Ликвидация компании или фирмы.
- В случаях, когда работник появлялся в организации в нетрезвом виде или в состоянии наркотического опьянения (ст. 76). Такие случаи должны быть засвидетельствованы медицинской комиссией.
- Увольнение из-за несоответствия квалификации сотрудника занимаемой им должности. По результатам аттестационной комиссии.
- Одноразовое или стабильное нарушение трудовых обязанностей.
- Предоставление фиктивных и подложных документов при трудоустройстве или в ходе работы.
- Другие причины, описанные в статье 81 ТК РФ.
Следует понимать, что процедура сокращения штата должна быть обоснованной и проводиться по строго установленному законом плану. Если предприятие принимает решение о ликвидации организации, а также если поддержание показателей эффективности на приемлемом уровне требует увольнения сотрудников определенной категории, то руководство обязано заранее уведомить о подобных планах весь персонал. Причем совсем не достаточно выставить объявление на общей доске информации, нужно лично каждого ознакомить с приказом или распоряжением.
При прекращении трудового договора в связи с ликвидацией организации, осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя выплачивается выходное пособие в размере не менее трехкратного среднемесячного заработка.
Если в ходе изменения штатного расписания было уменьшено количество человек, занятых на одной должности, то осуществляется процедура сокращения численности работников. Например, в организации на должности вахтера трудилось сразу 3 человека. В ходе внесения изменений их осталось всего 2. Если же при внесении поправок в штатное расписание были ликвидированы некоторые должности, то имеет место быть сокращение штата. Например, при сокращении должности вахтера, на которой занято 3 работника, увольняются сразу все сотрудники, находящиеся на данной вакансии.
На законодательном уровне не предусмотрен полный перечень ситуаций, когда руководитель может начать процедуру сокращения. Законом установлено, что увольнение сотрудников должно быть полностью обоснованным.
Среди общих оснований для сокращения стоит выделить:
- наличие должностей, которые дублируют или взаимозаменяют друг-друга;
- необходимость изменения численности сотрудников или штата для улучшения экономического состояния фирмы;
- реорганизация или объединение с другой организации. В такой ситуации необходимость в некоторых сотрудниках может резко отпасть;
- внедрение новых технологий, которые убрали необходимость в некоторых должностях.
?
Дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами. Профицит — наоборот, когда доходы больше расходов. На уровне личного бюджета одного человека или даже семьи профицит действительно выглядит привлекательно, но не все так просто, когда речь идет о бюджете целой страны. Экономисты часто называют профицит результатом жесткой бюджетной политики, которая сдерживает экономический рост и развитие. В идеале на любом уровне государственной системы бюджеты должны быть сбалансированными, то есть расходы равны доходам.
Впрочем, россиянам в повседневной жизни сложно заметить разницу, сбалансированный, дефицитный или профицитный бюджет сверстало правительство. Ведь дефицит не означает мгновенный экономический крах — это явление вообще достаточно частое. До 2019 года последний профицитный бюджет был только в 2010 году.
И наоборот, профицит не приносит небывалых улучшений. Например, в кризисный 2008 год профицит составил 1,6 трлн рублей. Тогда этому способствовали высокие цены на нефть, которая торгуется в долларах. Кстати, поэтому чаще всего бюджетный профицит встречается как раз у стран — экспортеров сырья.
В обоих случаях главным образом важно отношение уровня дефицита или профицита к ВВП. В 2020 году дефицит составил 3,8% ВВП, в 2021 году — 0,2% ВВП, и в 2022 году профицит планируется на уровне 1% ВВП.
?
По базовому прогнозу власти ожидают, что следующие три года курс доллара к рублю будет колебаться в районе 72–74 рублей. В среднем 72,1 рубля за доллар в 2022 году, 72,7 рубля — в 2023 году и 73,6 рубля — в 2024 году.
При этом «в реальном эффективном выражении курс рубля будет оставаться стабильным, что, с одной стороны, позволит поддержать конкурентоспособность российского несырьевого экспорта, с другой — будет способствовать стабилизации внутренней ценовой ситуации».
Похожие записи:
|